5 марта 2024

Электрические приборы прочно вошли в наш обиход. Вся домашняя техника оснащена коллекторными двигателями, которые легко производить массово и довольно просто ремонтировать.

Якорь в двигателе вращается с очень высокой скоростью. Если центр его смещен даже на незначительный угол, это приведет к тому, что электроинструмент станет вибрировать. Подшипники быстро износятся, а сам ресурс двигателя сократится.

При проведении балансировки нужно определить место недостающей или избыточной массы и добавить или убрать ее. Для идеальной балансировки нужны заводские станки. Если балансировка и намотка электродвигателей проведена правильно, дисбаланс должен отсутствовать.

Все электрические поломки двигателей делятся на обрывы цепи или короткие замыкания — контакт есть там, где не нужен, и отсутствует, там, где должен быть.

Перед началом ремонта нужно определиться, какая из вышеназванных неисправностей присутствует. Обрывы можно восстановить быстро, если же есть короткое замыкание, нужна новая намотка статора. В нем, кстати, обмотки выходят из строя реже, чем в якоре. 

Для определения короткого замыкания нужно использовать определенные методы и специальное оборудование. Идеальным вариантом для данной задачи являются специализированные тестеры электродвигателей.

Пошаговая инструкция перемотки статора

Далее к ремонту. Процесс состоит из следующих действий:

  1. Демонтаж и разборка электродвигателя.
  2. Снятие обмотки.
  3. Установка изоляторов в каждый паз (гильзование).
  4. Толщина материала и его характеристики подбираются по справочнику.
  5. Определяются обмоточные данные по марке двигателя.
  6. На специальном станке производится намотка необходимого количества витков всыпных катушек.
  7. Катушечные группы укладываются в пазы, после чего производится их обвязка и соединение. Эти процессы довольно сложные и выполняются вручную.
  8. Пропитка. Для этого корпус нагревается до температуры 45°С – 55°С и полностью погружается в емкость с пропиточным лаком. Заливать лаком провода не имеет смысла, поскольку в этом случае все равно останутся пустоты.
  9. После пропитки корпус помещают в специальную камеру, где происходит сушка при температуре 130-135°С.
  10. Финальное тестирование катушек омметром.
  11. Сборка и пробный запуск (если в ремонт передавались на только корпус, а и остальные детали и крепления).

Намотка якоря

Процесс замены обмотки коллекторного двигателя несколько похож за исключением небольших нюансов, связанных с особенностью исполнения. Например, на перемотку отправляют якорь, а не корпус, при условии, что проблема возникла не с катушками возбуждения. Помимо этого, имеются следующие отличия:

  1. Для намотки применяется специальный станок, более сложной конфигурации.
  2. Обязательно необходима проточка, балансировка якоря (в финальной части процесса), а также его чистка и шлифовка.
  3. При помощи специального фрезерного станка производится нарезка коллектора.

Для перечисленных процессов требует спецоборудование, без него перемотка электродвигателей — пустая трата времени.