Сборка электрического двигателя — процесс, состоящий из нескольких этапов. При его выполнении соблюдают общее правило: сначала собирают отдельные узлы двигателя, затем — весь агрегат.
Приступая к работе, собирают подшипниковые узлы. При выполнении этой операции напрессовывают на роторный вал электродвигателя подшипники: шариковые — целиком, роликовые — по частям. Предварительно тщательно очищают поверхность вала, затем тонким слоем наносят на неё смазку.
Монтаж роликового подшипника на вал начинают с установки внутреннего кольца, содержащего тела качения. Работу продолжают в подшипниковом щите: в его посадочное гнездо монтируют внешнее кольцо роликового подшипника.
Сборку узлов выполняют с учётом размеров подшипников. Если они невелики, монтаж производят при комнатной температуре. Подшипники большого диаметра предварительно разогревают до 80-100°С, используя для этого индукционную технологию или ванну с маслом.
Для сборки подшипниковых узлов используют специальные устройства и приспособления — монтажную трубу, центрирующий сферический оголовок, винтовой или гидравлический пресс.
После установки подшипников убеждаются в том, что вал ротора легко вращается в них. Причины слишком тугого вращения — загрязнения в подшипнике или на валу, перекосы при монтаже, недостаточная расшабровка втулки или вкладыша подшипника.
Ротор аккуратно вводят в расточку статора. Выполняют монтаж подшипниковых щитов на места для их установки, надёжно фиксируют их болтами, предварительно ещё раз убедившись, что ротор двигателя вращается легко. Закладывают или заливают смазочный материал в подшипники качения. Плотно закрывают подшипники крышками. Устанавливают на электродвигатель фланцы и другие мелкие детали.
На рабочий вал собранного электродвигателя напрессовывают передаточные или соединительные элементы — шкивы, шестерни и другие. Обеспечивают их точную центровку с валом двигателя. Учитывая особенности вала и соединительного элемента, выбирают условия напрессовывания — при комнатной температуре или с предварительным разогревом до 200-300°С.
Завершив сборочные операции, замеряют образовавшиеся воздушные зазоры. В асинхронных электродвигателях измерения производят на обоих торцах агрегата, причём в точках расточки статора, расположенных диаметрально противоположно. Поворачивают вал ротора и выполняют замеры несколько раз (до восьми — на валах больших диаметров). Вычисляют среднеарифметическое значение воздушного зазора. Допустимое отклонение от него для асинхронных двигателей — не более 10%.
В электродвигателях постоянного тока зазоры контролируют с обоих торцов под серединами полюсов. Допустимые отклонения от среднеарифметического значения — не более 5%.
Перед вводом двигателя в эксплуатацию к нему подключают питание и заземление, проверяют его изоляцию и выполняют первый пуск. Перед всеми этими операциями, в свою очередь, устанавливают и закрепляют двигатель на месте его эксплуатации
Производят визуальный осмотр места установки. Тщательно очищают лапы станин и фундаментные плиты. Используя растворитель, промывают болты, которым двигатель будет крепиться к фундаменту.
С высокой точностью устанавливают электродвигатель на фундаменте, бетонном или другом основании. Проверяют его положение в разных плоскостях, используя для этого уровень. Выверяют положение, применяя подкладки из металла. Надёжно фиксируют двигатель болтами.
Убеждаются в том, что места подключения электродвигателя к питающей сети и заземлению тщательно очищены от краски, ржавчины, иных загрязнений. Контролируют количество проводов, предназначенных для заземления: оно должно быть таким же, как и количество заземляющих болтов.
Подключают обмотки электродвигателя к клеммам коробки, расположенной на его выводах. Настраивают защитные устройства, входящие в электрическую цепь питания, в соответствии с параметрами двигателя. Замеряют сопротивление, которое имеет изоляция обмоток, убеждаются в его соответствии нормативным значениям.
Принимают во внимание мощность электросети, которая будет питать двигатель, и на основе этого решают, понадобятся ли специальные способы запуска двигателя. Первый пуск выполняют на короткое время — не более 3-5 секунд. За это время убеждаются в том, что вал ротора вращается в правильном направлении, а электродвигатель не издаёт нехарактерных шумов.
Если при первом пуске не возникло осложнений, выполняют второй холостой пуск, при этом позволяют двигателю работать сравнительно долго. Измеряют ток холостого хода, убеждаются в том, что его значение не более чем на 10% отклоняется от нормативного. Ещё раз контролируют отсутствие нехарактерных шумов и вибрации. Если нареканий к работе собранного и установленного электродвигателя не возникает, его вводят в полноценную эксплуатацию.
Рекомендуем почитать: Термоусадка трубок